Параметры
оценки: объём памяти, зрительная, слуховая память (прочность, быстрота
запоминания, точность и полнота воспроизведения образов). Произвольность
памяти.
Методика: «Десять слов».
Цель: определение
уровня сформированности слуховой механической памяти.
Оборудование: десять слов: дом,
лес, ком, игла, брат, ночь, мст, окно, конь, стол.
Проведение
обследования:
ребёнку даётся инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо
внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько
запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Даётся 4 попытки. Каждый раз слова
зачитываются снова.
Оценивается: количество
воспроизведённых слов.
Оценка в баллах:
1
балл: воспроизводит 1-2 слова.
2
балла: воспроизводит 4-5 слов.
3
балла: воспроизводит 6-7 слов.
4
балла: воспроизводит 8-9 слов.
5
балов: воспроизводит 10 слов.
Методика: «Положи
картинки правильно»
Цель:
определение уровня сформированности зрительной механической памяти, точность
воспроизведения первоначального порядка картинок.
Оборудование: семь предметных
картинок.
Проведение
обследования:
перед ребёнком раскладываются картинки в определённой последовательности, вслух
называет их, даётся тридцать секунд для рассматривания; затем картинки
смешиваются и ребёнку предлагается восстановить первоначальный порядок.
Оценка в баллах:
1
балл: правильно кладёт 1-2 картинки.
2
балла: правильно кладёт 3 картинки.
3
балла: правильно кладёт 4 картинки.
4
балла: правильно кладёт 5 картинок.
5
баллов: правильно кладёт 6 картинок.
Методика: «Повтори предложение»
Цель:
выявление уровня развития смысловой памяти.
Проведение
обследования:
ребёнку зачитываются предложения, которые он должен постараться запомнить.
1.Дети
любят играть.
2.В
небе летит самолёт.
3.Мальчик
помогает своей бабушке.
4.В
саду растут яблони и груши.
5.Осенью
идут дожди.
Повтори
те же фразы, которые удалось запомнить, при этом главное – передать смысл
каждой фразы, дословно повторять необязательно. Если с первого раза ребёнок не
смог повторить все фразы, читаем ещё раз, можно сделать и третью попытку.
Оценка в баллах:
1
балл: отказывается от выполнения задания, не принимает условия выполнения
задания.
2
балла: путается в грамматических конструкциях, с трудом понимает и
воспроизводит текст.
3
балла: понимание текста неполное, воспроизведение частичное.
4
балла: понимание текста, фразы воспроизведены не полностью, но с близким по
смыслу значением.
5
баллов: четкое понимание текста, понимание грамматических конструкций, запомнил
фразы и практически дословно воспроизвёл их.
Методика: «Чтение стихов, потешек»
Цель:
выявление особенностей мнемических процессов (прочность, точность запоминания и
полнота воспроизведения).
Проведение
обследования:
ребёнку предлагается прочитать любимое стихотворение наизусть.
Оценка в баллах:
1
балл: воспроизводит с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно
или не доступно вообще.
2
балла: воспроизводит с множественными неточностями. Смысловое содержание
запоминает с трудом.
3
балла: незначительные неточности при воспроизведении. Смысл стихов улавливает.
4
балла: стихи читает, улавливает их смысл, передаёт ритмический рисунок без
выразительного оттенка.
5
баллов: выразительно читает стихи и потешки наизусть, проявляет интерес, с
удовольствием воспроизводит смысловой материал.
Низкий уровень (1
балл)
Объём
памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов, слуховая – 1-2 слова).
Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми
неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще. Память
непроизвольная.
Ниже среднего (2 балла)
Объём
памяти низкий (зрительная в пределах трёх образов, слуховая – 4-5 слов).
Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с
множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом,
воспроизводит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая.
Средний (3 балла)
Объём
памяти несколько снижен (зрительная в пределах четырёх образов, слуховая –
6-7). Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание.
Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое
содержание. Произвольность памяти снижена.
Выше среднего ( 4
балла)
Объём
памяти достаточный (зрительная до пяти образов, слуховая – 8-9 образов).
Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание.
Память произвольная.
Высокий уровень (5
баллов)
Давно искала методики для диагностики памяти. Обязательно возьму себе для работы.
ОтветитьУдалить