Диагностические методики (память)

Параметры оценки: объём памяти, зрительная, слуховая память (прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов). Произвольность памяти.

 Методика: «Десять слов».

Цель: определение уровня сформированности слуховой механической памяти.

Оборудование: десять слов: дом, лес, ком, игла, брат, ночь, мст, окно, конь, стол.

Проведение обследования: ребёнку даётся инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Даётся 4 попытки. Каждый раз слова зачитываются снова.

Оценивается: количество воспроизведённых слов.

Оценка в баллах:

1 балл: воспроизводит 1-2 слова.

2 балла: воспроизводит 4-5 слов.

3 балла: воспроизводит 6-7 слов.

4 балла: воспроизводит 8-9 слов.

5 балов: воспроизводит 10 слов.

 

Методика: «Положи картинки правильно»

Цель: определение уровня сформированности зрительной механической памяти, точность воспроизведения первоначального порядка картинок.

Оборудование: семь предметных картинок.

Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются картинки в определённой последовательности, вслух называет их, даётся тридцать секунд для рассматривания; затем картинки смешиваются и ребёнку предлагается восстановить первоначальный порядок.

 Оценка в баллах:

1 балл: правильно кладёт 1-2 картинки.

2 балла: правильно кладёт 3 картинки.

3 балла: правильно кладёт 4 картинки.

4 балла: правильно кладёт 5 картинок.

5 баллов: правильно кладёт 6 картинок.

 Методика: «Повтори предложение»

Цель: выявление уровня развития смысловой памяти.

Проведение обследования: ребёнку зачитываются предложения, которые он должен постараться запомнить.

1.Дети любят играть.

2.В небе летит самолёт.

3.Мальчик помогает своей бабушке.

4.В саду растут яблони и груши.

5.Осенью идут дожди.

Повтори те же фразы, которые удалось запомнить, при этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять необязательно. Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, читаем ещё раз, можно сделать и третью попытку.

Оценка в баллах:

1 балл: отказывается от выполнения задания, не принимает условия выполнения задания.

2 балла: путается в грамматических конструкциях, с трудом понимает и воспроизводит текст.

3 балла: понимание текста неполное, воспроизведение частичное.

4 балла: понимание текста, фразы воспроизведены не полностью, но с близким по смыслу значением.

5 баллов: четкое понимание текста, понимание грамматических конструкций, запомнил фразы и практически дословно воспроизвёл их.

 Методика: «Чтение стихов, потешек»

Цель: выявление особенностей мнемических процессов (прочность, точность запоминания и полнота воспроизведения).

Проведение обследования: ребёнку предлагается прочитать любимое стихотворение наизусть.

Оценка в баллах:

1 балл: воспроизводит с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще.

2 балла: воспроизводит с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом.

3 балла: незначительные неточности при воспроизведении. Смысл стихов улавливает.

4 балла: стихи читает, улавливает их смысл, передаёт ритмический рисунок без выразительного оттенка.

5 баллов: выразительно читает стихи и потешки наизусть, проявляет интерес, с удовольствием воспроизводит смысловой материал.

Низкий уровень (1 балл)

Объём памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов, слуховая – 1-2 слова). Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще. Память непроизвольная.

 Ниже среднего (2 балла)

Объём памяти низкий (зрительная в пределах трёх образов, слуховая – 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая.

Средний (3 балла)

Объём памяти несколько снижен (зрительная в пределах четырёх образов, слуховая – 6-7). Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание. Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена.

Выше среднего ( 4 балла)

Объём памяти достаточный (зрительная до пяти образов, слуховая – 8-9 образов). Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Высокий уровень (5 баллов)

Широкий объём памяти (зрительная 6-7 образов, слуховая – десять слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. 



1 комментарий:

  1. Давно искала методики для диагностики памяти. Обязательно возьму себе для работы.

    ОтветитьУдалить