Сказочные лабиринты игры

Для всех педагогов, обучающих детей с особенностями в развитии рано или поздно всегда встаёт вопрос: «Как сделать обучение таких детей доступным, интересным, развивающим?». И я не исключение. Передо мной часто возникали вопросы: «Почему ребенок не усваивает материал, почему не запоминает буквы, цифры и др.» Да, понятно, они особенные. Но что мы можем сделать, чтобы хоть как-то помочь им в этом. 
Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью. 
Я в своей деятельности применяю развивающие игры В.В.Воскобовича. Для понимания сущности технологии я принимала участие в вебинарах, прошла авторский курс в г. Санкт-Петербург.
Развивающие игры имеют ряд особенностей:
  • широкий возрастной диапазон участников игр (они интересны всем, включая взрослых)
  • многофункциональность (в игре ребенок незаметно для себя осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет или форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, развивает речь, мышление, внимание, память, учится сопереживать героям сказки)
  • вариативность (в рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребёнка, ориентируясь на зону ближайшего развития)
  • сказочность (для активизации познавательных процессов детей включается сказочный герой)
  • взаимосвязь развивающих пособий 

  • поэтапность (от простого к сложному, от знакомого к неизвестному)
  • широта использования
  • творческий потенциал каждой игры
  • комфортность 
  • технология с "открытым кодом" (ассортимент постоянно пополняется)
Коррекционно-развивающая задача технологии реализуется в двух направлениях в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка: формирование основ жизненной компетенции (коррекция и развития сенсомоторного развития) и "академического" компонента (коррекция и развитие познавательной сферы), формирование потенциала для образовательной деятельности.
Модели реализации технологии в работе с детьми с ОВЗ

Структура модели

Активная модель

Пассивная модель

Сущность Формирование академической компетенции. Академический компонент рассматривается в структуре сопровождения детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, определение способности к дальнейшему обучению. Формирование жизненной компетенции, которая рассматривается как овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми ребёнку с ОВЗ в обыденной жизни сейчас. Жизненная компетенция обеспечивает его развитие в настоящем.
Целевой компонент Коррекция и развитие психофизических функций детей с ОВЗ (лёгкая умственная отсталость) Формирование навыков, необходимых для социальной умелости, базовых навыков.(обучающиеся по АООП УО (ИН) Вариант 2, с ТМНР)
Содержательный компонент Поэтапная реализация технологии:
- базовый (комплекс игр, направленных на формирование базовых игровых навыков)
-коррекционно-развивающий (комплекс игр, направленных на коррекцию и развитие психофизических функций детей с ОВЗ, формирование потенциала для образовательной деятельности)
- творческий (формирование компетенций)
- базовый (комплекс игр, направленных на формирование сенсомоторных умений как основы социальных навыков)
-коррекционно-развивающий (комплекс игр для индивидуального коррекционно-развивающего маршрута обучающегося, подготовка к овладению простейшими видами образовательной деятельности) деятельности)
Результативный компонент Соотносит результат с целью и определяет критерии эффективности реализации модели (анализ динамики развития обучающегося)
При сопровождении детей с ментальными нарушениями педагоги должны помнить о возрастных особенностях и о тех отклонениях в развитии, которые характерны для этих детей. Вследствие инертности и малоэмоциональности детей этой категории необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Дети с ментальными нарушениями пассивны и не проявляют желания активно действовать на занятиях. Педагогам необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. В этом на помощь приходит сказка и её сказочные персонажи. У меня на занятиях часто присутствуют радужные гномы, лягушки, червячки, гусеницы и другие сказочные герои.

Дидактическое сопровождение технологии в работе

с обучающимися с ментальными нарушениями

Направления коррекционно-развивающей работы

Формы занятия

Игры

Базовый этап
- сенсорное развитие, которое формирует все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное
- формирование целостного восприятия предмета
- развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации
- развитие тактильно-двигательного восприятия
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире
-создание интереса к свойствам и отношениям предметов
Индивидуальная, подгрупповая Сказочный образ,
игра «Кораблик «Плюх-плюх», Игра «Шнур-затейник»,
Графический тренажёр «Игровизор»,
игровой комплекс «Коврограф Ларчик», приложения к «Коврографу Ларчик»,
комплект «Эталонные конструкторы»
игра «Черепашки Ларчик»
конструктор «Геоконт»
игра «Логоформочки 3»
игра «Логоформочки 5»
Коррекционно-развивающий этап
- развитие познавательной и конструктивной деятельности
- формирование правильного восприятия пространства
-формирование операций мышления
- развитие внимания, памяти
- развитие зрительно-пространственных координаций
- развитие мелкой и крупной моторики, точности движений,
- умение выполнять инструкцию,
- формирование интереса к заданиям

Индивидуальная, парное взаиморазвитие (стабильные пары или пары сменного состава)

Сказочный образ,
игра «Кораблик «Плюх-плюх», игра «Математические корзинки»
Игра «Шнур-затейник»,
Игра «Геоконт Малыш»
Игра «Геоконт Алфавит»
Графический тренажёр «Игровизор»,
игровой комплекс «Коврограф Ларчик», приложения к «Коврографу Ларчик»,
комплект «Эталонные конструкторы»
игра «Черепашки Ларчик»
конструктор «Геоконт»
игра «Логоформочки 3»
игра «Логоформочки 5»
Творческий этап
- формирование графомоторных функций
- формирование операций мышления
- формирование элементарных математических представлений

 

Индивидуальная, парное взаиморазвитие (стабильные пары или пары сменного состава) Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес»,
Сказочные образы,
Конструктор «Прозрачный квадрат»
игра «Математические корзинки»
Игра «Шнур-затейник»,
Игра «Геоконт Малыш»
Игра «Геоконт Алфавит»
Графический тренажёр «Игровизор» с приложениями,
игровой комплекс «Коврограф Ларчик», приложения к «Коврографу Ларчик»,
комплект «Эталонные конструкторы»



Развивающие игры Воскобовича в ВКонтакте




Фрагменты занятий и заданий можно посмотреть на странице "Занимаемся в школе"



Комментариев нет:

Отправить комментарий