Для всех педагогов, обучающих детей с особенностями в развитии рано или поздно всегда встаёт вопрос: «Как сделать обучение таких детей доступным, интересным, развивающим?». И я не исключение. Передо мной часто возникали вопросы: «Почему ребенок не усваивает материал, почему не запоминает буквы, цифры и др.» Да, понятно, они особенные. Но что мы можем сделать, чтобы хоть как-то помочь им в этом.
Модернизация образования, повышение его доступности и качества для всех категорий граждан является приоритетной задачей социальной политики России. В связи с этим особое значение приобретает создание равных возможностей для получения образования людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью.
Я в своей деятельности применяю развивающие игры В.В.Воскобовича. Для понимания сущности технологии я принимала участие в вебинарах, прошла авторский курс в г. Санкт-Петербург.
Развивающие игры имеют ряд особенностей:
- широкий возрастной диапазон участников игр (они интересны всем, включая взрослых)
- многофункциональность (в игре ребенок незаметно для себя осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет или форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук, развивает речь, мышление, внимание, память, учится сопереживать героям сказки)
- вариативность (в рамках одной игры можно усложнять задачу для каждого ребёнка, ориентируясь на зону ближайшего развития)
- сказочность (для активизации познавательных процессов детей включается сказочный герой)
- взаимосвязь развивающих пособий
- поэтапность (от простого к сложному, от знакомого к неизвестному)
- широта использования
- творческий потенциал каждой игры
- комфортность
- технология с "открытым кодом" (ассортимент постоянно пополняется)
Коррекционно-развивающая задача технологии реализуется в двух направлениях в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка: формирование основ жизненной компетенции (коррекция и развития сенсомоторного развития) и "академического" компонента (коррекция и развитие познавательной сферы), формирование потенциала для образовательной деятельности.
Модели реализации технологии в работе с детьми с ОВЗ
Структура
модели |
Активная
модель |
Пассивная
модель |
Сущность | Формирование академической компетенции. Академический компонент рассматривается в структуре сопровождения детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, определение способности к дальнейшему обучению. | Формирование жизненной компетенции, которая рассматривается как овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми ребёнку с ОВЗ в обыденной жизни сейчас. Жизненная компетенция обеспечивает его развитие в настоящем. |
Целевой компонент | Коррекция и развитие психофизических функций детей с ОВЗ (лёгкая умственная отсталость) | Формирование навыков, необходимых для социальной умелости, базовых навыков.(обучающиеся по АООП УО (ИН) Вариант 2, с ТМНР) |
Содержательный компонент | Поэтапная реализация технологии: | |
- базовый (комплекс игр, направленных на формирование базовых игровых навыков) -коррекционно-развивающий (комплекс игр, направленных на коррекцию и развитие психофизических функций детей с ОВЗ, формирование потенциала для образовательной деятельности) - творческий (формирование компетенций) |
- базовый (комплекс игр, направленных на формирование сенсомоторных умений как основы социальных навыков) -коррекционно-развивающий (комплекс игр для индивидуального коррекционно-развивающего маршрута обучающегося, подготовка к овладению простейшими видами образовательной деятельности) деятельности) |
|
Результативный компонент | Соотносит результат с целью и определяет критерии эффективности реализации модели (анализ динамики развития обучающегося) |
При сопровождении детей с ментальными нарушениями педагоги должны помнить о возрастных особенностях и о тех отклонениях в развитии, которые характерны для этих детей. Вследствие инертности и малоэмоциональности детей этой категории необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Дети с ментальными нарушениями пассивны и не проявляют желания активно действовать на занятиях. Педагогам необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. В этом на помощь приходит сказка и её сказочные персонажи. У меня на занятиях часто присутствуют радужные гномы, лягушки, червячки, гусеницы и другие сказочные герои.
Дидактическое сопровождение технологии в работе
с обучающимися с ментальными нарушениями
Направления
коррекционно-развивающей работы |
Формы занятия |
Игры |
Базовый этап | ||
- сенсорное развитие, которое формирует все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное - формирование целостного восприятия предмета - развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации - развитие тактильно-двигательного восприятия - расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире -создание интереса к свойствам и отношениям предметов |
Индивидуальная, подгрупповая | Сказочный образ, игра «Кораблик «Плюх-плюх», Игра «Шнур-затейник», Графический тренажёр «Игровизор», игровой комплекс «Коврограф Ларчик», приложения к «Коврографу Ларчик», комплект «Эталонные конструкторы» игра «Черепашки Ларчик» конструктор «Геоконт» игра «Логоформочки 3» игра «Логоформочки 5» |
Коррекционно-развивающий этап | ||
- развитие познавательной и конструктивной деятельности - формирование правильного восприятия пространства -формирование операций мышления - развитие внимания, памяти - развитие зрительно-пространственных координаций - развитие мелкой и крупной моторики, точности движений, - умение выполнять инструкцию, - формирование интереса к заданиям |
Индивидуальная,
парное взаиморазвитие (стабильные пары или пары сменного состава) |
Сказочный образ, игра «Кораблик «Плюх-плюх», игра «Математические корзинки» Игра «Шнур-затейник», Игра «Геоконт Малыш» Игра «Геоконт Алфавит» Графический тренажёр «Игровизор», игровой комплекс «Коврограф Ларчик», приложения к «Коврографу Ларчик», комплект «Эталонные конструкторы» игра «Черепашки Ларчик» конструктор «Геоконт» игра «Логоформочки 3» игра «Логоформочки 5» |
Творческий этап | ||
- формирование графомоторных функций - формирование операций мышления - формирование элементарных математических представлений
|
Индивидуальная, парное взаиморазвитие (стабильные пары или пары сменного состава) | Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», Сказочные образы, Конструктор «Прозрачный квадрат» игра «Математические корзинки» Игра «Шнур-затейник», Игра «Геоконт Малыш» Игра «Геоконт Алфавит» Графический тренажёр «Игровизор» с приложениями, игровой комплекс «Коврограф Ларчик», приложения к «Коврографу Ларчик», комплект «Эталонные конструкторы» |
Развивающие игры Воскобовича в ВКонтакте
Фрагменты занятий и заданий можно посмотреть на странице "Занимаемся в школе"
Комментариев нет:
Отправить комментарий