Мы-педагоги!
Громко это
сказано,
Но этим можно лишь
гордиться,
И, может быть,
судьбой предсказано,
Нам педагогами
родиться!
Глушкова Ю.А.
Рано или поздно наступает время, когда
приходится задумываться, зачем ты здесь и почему именно здесь. Очень много мыслей
приходит в голову, но когда наступает время писать, не знаешь с чего начать.
Чем больше вопросов ты сам себе задаёшь, тем больше начинаешь осознавать смысл
жизни и оценивать свою значимость на этой планете, всё ли ты правильно делаешь,
всё ли ты для этого «правильного» делаешь. Проще всего говорить об этом со
своими мыслями в голове, но я попробую описать свои размышления на бумаге.
Вопрос простой: «Почему я стала учителем?» Никогда не вызывал затруднений этот
вопрос. Произошло это само собой…
Вернусь в далёкий 1984 год, когда я пошла
в первый класс. Я очень хорошо помню свой первый «Урок Мира». Я с восторгом
смотрела на самого умного человека – Учителя. Могу с уверенностью сказать, что
у меня был учитель «от бога».
Тогда мне казалось, моя учительница была
самым «большим» (не в физическом, а в социальном плане), значимым человеком в
мире. Я была в восторге от того, что она всё знала.
Однажды я заметила на столе большую
тетрадь 96 листов, и на первой странице написаны слова:
Тема:……..
Цель (тогда я ещё не понимала значения
этого слова): ….
План:….
Между прочим, структуру урока я уже поняла
в 7 лет.
Эти слова я запомнила, потому что они были
написаны красным цветом. А ещё я увидела тетрадь, в которую учительница ставила
оценки. Так вот, я тоже всё это хотела! И уже в первом классе!
Мы у родителей были детьми
самостоятельными (нас в семье было трое детей) и для этого возраста достаточно
взрослыми, так как приходилось заботиться о младшем брате, а родители днями
были на работе. Поэтому распорядок дня мы планировали сами. И однажды я
спланировала поход в магазин «Детский мир», в котором продавались разные
тетради. Я посмотрела, сколько необходимо денег на две тетради (большую и
маленькую) и пошла домой. Родители приходили с работы всегда поздно, поэтому я
не хотела обременять их своими «делами». Я уже говорила, что мы были самостоятельными,
и родители оставляли нам деньги на различные покупки. Я взяла из вазы деньги
(признаюсь, что боялась недовольства моих родителей, потому что это были
незапланированные расходы, но больше я переживала за моих «учеников», для
которых надо готовиться, а тетрадей-то нет) и положила их в портфель. Пропажу
мама не заметила, а, может, и заметила, но не подала вида. Скорее всего, она
поняла, что деньги потрачены не впустую.
Утром, проснувшись, у меня уже было
расписание уроков, которые необходимо приготовить. Придя в школу, я с ещё большим вниманием смотрела на учительницу и
представляла себя на её месте.
Когда закончились уроки, я с уверенностью,
что учитель из меня выйдет хороший, с энтузиазмом пошла в магазин за тетрадями.
Сколько было счастья, когда я их купила! Я летела домой на крыльях! Быстро
пришла домой, всё, что нужно сделала по дому, и вот наступило время, когда я –
«Учитель»! Были написаны планы на три урока, заполнен журнал (честно говоря, в
детстве мне очень нравилось его заполнять), - и начался урок! Все «ученики»
внимательно слушали (на самом деле никого не было), выполняли задания (причём
роль учеников я тоже исправно играла), я ставила оценки. И так продолжалось до
тех пор, пока младший брат не пошёл в первый класс! Это был мой первый
настоящий ученик. Конечно, я его помучила… Так вот именно тогда я поняла, что
хочу быть учителем.
Я до сих пор благодарна своей первой
учительнице за то, что она смогла возвысить статус Учителя в моих глазах. Я и
до сих пор считаю, что «Учитель» - это самая важная профессия из всех
существующих. Ведь ни один человек, будь то простой рабочий, хороший юрист,
учёный, министр и президент не стал бы тем, кем стал с учителем. Воспитатель в
детском саду-учитель дошкольника, в школе «учитель» раскрывается в полном
смысле этого слова. И на протяжении всей дальнейшей жизни нас сопровождает
«Учитель» - преподаватель, тренер, наставник. И только настоящий учитель делает
нас личностями, стремящимися к развитию, самосовершенствованию,
целеустремленными. Эти свойства личности помогли мне в жизни добиться того, что
я сейчас имею. И я уверена, ещё многого добьюсь.
У меня было несколько жизненных ситуаций,
когда я сворачивала с дороги к профессии «Учитель начальных классов» (не по
своему желанию), но возвращалась всегда к своей мечте. Возможно, тогда я ещё
была в поиске или ещё не понимала своего предназначения, но всё возвращается на
«круги своя».
Учителем начальных классов я устроилась в
2001 году, когда школа, в которой я работала старшей вожатой, была
расформирована. И первый мой класс был 2В, в котором было 16 учеников. Я
работала и работаю в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Первые годы работы дались мне особенно
тяжело. Я долго билась в закрытые двери, пытаясь чему-то научить детей, не зная
их особенностей. Понимая, что что-то делаю не так, начала искать пути решения
своих проблем. Самое главное, я поняла, работая на протяжении многих лет, что
эти особенные дети совсем не виноваты, что не могут понять какой-то материал,
не виноваты, что не могут контролировать свои эмоции и поведение. Просто – не
могут! И это их особенность. А моя задача – принять их такими, какие они есть,
и научить. Понять, что главный помощник в их жизни – это Учитель. Помощник,
который очень терпелив, дружелюбен, спокоен, мудр.
Я признаюсь, что в моей практике были
моменты, когда хотелось уйти, всё бросить, думая, зачем мне всё это надо. Я
даже не говорю о детях (хотя поначалу было очень тяжело), мне не понятны были
родители этих детей, которые не понимали и не хотели понять их особенности.
Родители, которым была безразлична судьба своих же детей. Всё это вначале доставляло
душевную боль. Но не зря говорят, человек ко всему привыкает. Я поняла, что
кроме меня у моих учеников никого нет, и я должна сделать всё, что в моих
силах. И я сидела ночами, что-то интересное выдумывала, рисовала, вырезала,
наклеивала. И так продолжалось 8 лет.
По истечении стольких лет работы приятно
осознавать, что тебя любят дети и родители и что всё, что ты сделал, сколько
любви вложил – всё это не просто так. Особенно трогательный «Последний звонок».
Сколько раз себе наказываю не плакать, но…как говорится «сердцу не прикажешь».
Я искренне верю и надеюсь, что в будущем наши «особенные дети» найдут себе
достойное место.
Время идёт, общество меняется, и вместе с
тем меняются требования к образованию: к процессу и к участникам этого
процесса. Я стараюсь идти в ногу со временем. Меня очень интересуют
ИКТ-технологии, дифференцированный подход в обучении. Изучая ФГОС, поняла, что
мои интересы являются частью нового стандарта образования. С моими будущими
учениками начнём обучаться по-новому и соответствовать современным требованиям
общества. Для меня всё новое – интересно. А, значит, и будущее будет
интересным. Самое главное, что «новое» стимулирует к саморазвитию, которое
приводит к самосовершенствованию. Пока личность развивается, она живёт! И
останавливаться на достигнутом нельзя!
Жизнь идет…. И вот я уже отработала 17 лет учителем начальных классов. В настоящее время все дети имеют право на образование, и некоторые методы обучения стали терять свою актуальность. Появляются новые образовательные стандарты, которые предъявляют новые требования к обучению. Я стала задумываться, как эффективнее организовать образовательный процесс, чтобы все дети, без исключения, максимально развивались. В современных условиях нелегко спланировать работу, чтобы все были довольны…Но меня больше всего волнует образование детей. Что я могу сделать для ребёнка, чтобы он был максимально свободным в своих действиях? Я приняла решение пройти профессиональную переподготовку по организации обучения, коррекции нарушений развития и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. С сентября 2017 года я стала работать учителем-дефектологом и вновь учусь, и познаю новые аспекты деятельности в новом статусе. Я с интересом изучаю особенности детей в процессе обследования, составляю программу их индивидуального развития и радуюсь их малейшим успехам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий