Эссе "Я-педагог"

Мы-педагоги!

Громко это сказано,

Но этим можно лишь гордиться,

И, может быть, судьбой предсказано,

Нам педагогами родиться!

Глушкова Ю.А.

Рано или поздно наступает время, когда приходится задумываться, зачем ты здесь и почему именно здесь. Очень много мыслей приходит в голову, но когда наступает время писать, не знаешь с чего начать. Чем больше вопросов ты сам себе задаёшь, тем больше начинаешь осознавать смысл жизни и оценивать свою значимость на этой планете, всё ли ты правильно делаешь, всё ли ты для этого «правильного» делаешь. Проще всего говорить об этом со своими мыслями в голове, но я попробую описать свои размышления на бумаге. Вопрос простой: «Почему я стала учителем?» Никогда не вызывал затруднений этот вопрос. Произошло это само собой…

Вернусь в далёкий 1984 год, когда я пошла в первый класс. Я очень хорошо помню свой первый «Урок Мира». Я с восторгом смотрела на самого умного человека – Учителя. Могу с уверенностью сказать, что у меня был учитель «от бога».

Тогда мне казалось, моя учительница была самым «большим» (не в физическом, а в социальном плане), значимым человеком в мире. Я была в восторге от того, что она всё знала.

Однажды я заметила на столе большую тетрадь 96 листов, и на первой странице написаны слова:

Тема:……..

Цель (тогда я ещё не понимала значения этого слова): ….

План:….

Между прочим, структуру урока я уже поняла в 7 лет.

Эти слова я запомнила, потому что они были написаны красным цветом. А ещё я увидела тетрадь, в которую учительница ставила оценки. Так вот, я тоже всё это хотела! И уже в первом классе!

Мы у родителей были детьми самостоятельными (нас в семье было трое детей) и для этого возраста достаточно взрослыми, так как приходилось заботиться о младшем брате, а родители днями были на работе. Поэтому распорядок дня мы планировали сами. И однажды я спланировала поход в магазин «Детский мир», в котором продавались разные тетради. Я посмотрела, сколько необходимо денег на две тетради (большую и маленькую) и пошла домой. Родители приходили с работы всегда поздно, поэтому я не хотела обременять их своими «делами».  Я уже говорила, что мы были самостоятельными, и родители оставляли нам деньги на различные покупки. Я взяла из вазы деньги (признаюсь, что боялась недовольства моих родителей, потому что это были незапланированные расходы, но больше я переживала за моих «учеников», для которых надо готовиться, а тетрадей-то нет) и положила их в портфель. Пропажу мама не заметила, а, может, и заметила, но не подала вида. Скорее всего, она поняла, что деньги потрачены не впустую.

Утром, проснувшись, у меня уже было расписание уроков, которые необходимо приготовить. Придя в школу, я с ещё  большим вниманием смотрела на учительницу и представляла себя на её месте.

Когда закончились уроки, я с уверенностью, что учитель из меня выйдет хороший, с энтузиазмом пошла в магазин за тетрадями. Сколько было счастья, когда я их купила! Я летела домой на крыльях! Быстро пришла домой, всё, что нужно сделала по дому, и вот наступило время, когда я – «Учитель»! Были написаны планы на три урока, заполнен журнал (честно говоря, в детстве мне очень нравилось его заполнять), - и начался урок! Все «ученики» внимательно слушали (на самом деле никого не было), выполняли задания (причём роль учеников я тоже исправно играла), я ставила оценки. И так продолжалось до тех пор, пока младший брат не пошёл в первый класс! Это был мой первый настоящий ученик. Конечно, я его помучила… Так вот именно тогда я поняла, что хочу быть учителем.

Я до сих пор благодарна своей первой учительнице за то, что она смогла возвысить статус Учителя в моих глазах. Я и до сих пор считаю, что «Учитель» - это самая важная профессия из всех существующих. Ведь ни один человек, будь то простой рабочий, хороший юрист, учёный, министр и президент не стал бы тем, кем стал с учителем. Воспитатель в детском саду-учитель дошкольника, в школе «учитель» раскрывается в полном смысле этого слова. И на протяжении всей дальнейшей жизни нас сопровождает «Учитель» - преподаватель, тренер, наставник. И только настоящий учитель делает нас личностями, стремящимися к развитию, самосовершенствованию, целеустремленными. Эти свойства личности помогли мне в жизни добиться того, что я сейчас имею. И я уверена, ещё многого добьюсь.

У меня было несколько жизненных ситуаций, когда я сворачивала с дороги к профессии «Учитель начальных классов» (не по своему желанию), но возвращалась всегда к своей мечте. Возможно, тогда я ещё была в поиске или ещё не понимала своего предназначения, но всё возвращается на «круги своя».

Учителем начальных классов я устроилась в 2001 году, когда школа, в которой я работала старшей вожатой, была расформирована. И первый мой класс был 2В, в котором было 16 учеников. Я работала и работаю в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первые годы работы дались мне особенно тяжело. Я долго билась в закрытые двери, пытаясь чему-то научить детей, не зная их особенностей. Понимая, что что-то делаю не так, начала искать пути решения своих проблем. Самое главное, я поняла, работая на протяжении многих лет, что эти особенные дети совсем не виноваты, что не могут понять какой-то материал, не виноваты, что не могут контролировать свои эмоции и поведение. Просто – не могут! И это их особенность. А моя задача – принять их такими, какие они есть, и научить. Понять, что главный помощник в их жизни – это Учитель. Помощник, который очень терпелив, дружелюбен, спокоен, мудр.

Я признаюсь, что в моей практике были моменты, когда хотелось уйти, всё бросить, думая, зачем мне всё это надо. Я даже не говорю о детях (хотя поначалу было очень тяжело), мне не понятны были родители этих детей, которые не понимали и не хотели понять их особенности. Родители, которым была безразлична судьба своих же детей. Всё это вначале доставляло душевную боль. Но не зря говорят, человек ко всему привыкает. Я поняла, что кроме меня у моих учеников никого нет, и я должна сделать всё, что в моих силах. И я сидела ночами, что-то интересное выдумывала, рисовала, вырезала, наклеивала. И так продолжалось 8 лет.

По истечении стольких лет работы приятно осознавать, что тебя любят дети и родители и что всё, что ты сделал, сколько любви вложил – всё это не просто так. Особенно трогательный «Последний звонок». Сколько раз себе наказываю не плакать, но…как говорится «сердцу не прикажешь». Я искренне верю и надеюсь, что в будущем наши «особенные дети» найдут себе достойное место.

Время идёт, общество меняется, и вместе с тем меняются требования к образованию: к процессу и к участникам этого процесса. Я стараюсь идти в ногу со временем. Меня очень интересуют ИКТ-технологии, дифференцированный подход в обучении. Изучая ФГОС, поняла, что мои интересы являются частью нового стандарта образования. С моими будущими учениками начнём обучаться по-новому и соответствовать современным требованиям общества. Для меня всё новое – интересно. А, значит, и будущее будет интересным. Самое главное, что «новое» стимулирует к саморазвитию, которое приводит к самосовершенствованию. Пока личность развивается, она живёт! И останавливаться на достигнутом нельзя! 

 Жизнь идет…. И вот я уже отработала 17 лет учителем начальных классов. В настоящее время все дети имеют право на образование, и некоторые методы обучения стали терять свою актуальность. Появляются новые образовательные стандарты, которые предъявляют новые требования к обучению. Я стала задумываться, как эффективнее организовать образовательный процесс, чтобы все дети, без исключения, максимально развивались. В современных условиях нелегко спланировать работу, чтобы все были довольны…Но меня больше всего волнует образование детей. Что я могу сделать для ребёнка, чтобы он был максимально свободным в своих действиях? Я приняла решение пройти профессиональную переподготовку по организации обучения, коррекции нарушений развития и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. С сентября 2017 года я стала работать учителем-дефектологом и вновь учусь, и познаю новые аспекты деятельности в новом статусе. Я с интересом изучаю особенности детей в процессе обследования, составляю программу их индивидуального развития и радуюсь их малейшим успехам. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий